МЕТАФИЗИКА

"Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32)

Previous Entry Share Next Entry
Догматизм как форма магизма
metafisika
догматизм как форма магизмаДовольно просто понять, что человек суеверен, когда он окружает себя маленькими идольчиками своего суеверия. Сразу можно классифицировать верящего в астрологию, или фэн-шуй, или любого другого «заклинателя удачи». Так легко это сделать благодаря побрякушкам, которые человек нарочито выставляет напоказ. Но когда он одержим какой-либо догмой, распознать его сразу – гораздо труднее. А вреда от догмы может быть значительно больше, чем от безобидного суеверия. Под догмой я, конечно, разумею не исполнение требований какой-либо религии, а именно суеверие. Пусть даже и рядящееся в благородные одежды религии.

Суевер способен создать себе идола из самых удивительных представлений, казалось бы, совершенно для идолопоклонства не предназначенных. Особенно печальным выглядит это зрелище, когда суеверие превращается в способ компенсации какого-либо личностного комплекса, некий всеобъясняющий принцип, замыкающий человека и ставящий преграду на пути его развития.
«Но позвольте-позвольте, - возразят мне, - как же отличить, в таком случае, здоровую табуированность определенных действий и даже мыслей в нашем обществе – от тех идолов, о которых идет речь? Не следует ли, с вашей точки зрения, предаться слому всех и всяческих ограничений, чтобы в результате получить великий творческий взлет человека?»
Мне кажется, вопрос о различении догмы как вредных идолов и социальных ограничений как полезных формирователей личности – злободневен и требует тщательного рассмотрения.


потирМожно предложить такую метафору. Общество, объединенное языком и культурой, подобно сосуду, хранящему благо человеческих отношений. Все промежуточные цели, которые может поставить перед собой отдельный человек или группа людей, - ничто, если они не служат возрастанию человечности, способности к творческому взаимовозрастанию, привнесению в мир прекрасного, доброго и справедливого. Тогда стенки этой воображаемой емкости растут из традиции общества, из того, что не дает рассыпаться самому драгоценному, что в нем есть. Это очень интересные стенки. С ходом истории они развиваются, чтобы вместить все больший объем блага. Но иногда – и довольно часто в истории – мы видим, как старое и новое начинают бороться и соперничать, отторгают друг друга, что приводит к потере части общего блага. Мы знаем, в основном по археологическим раскопкам, и такие примеры, когда общества теряли свое благо полностью, рассыпались как народ и терялись в окружающих их культурах («пульсирующие цивилизации» Центральной Америки, оставленные города Центральной Азии, знаменитый Мохенджо-Даро в Индии).

вселенский конфликтНе менее страшный пример – гражданские войны, когда общество делится на сторонников такого или этакого блага, и начинает уничтожать само себя в неспособности произвести синтез. Можно и продолжить примеры разрушительного действия непонимания, достаточно вспомнить наших эбдонутых европейских соседей.
Каждый раз, когда мы встречаемся с острым конфликтом в обществе, мы можем обнаружить в качестве основы этого конфликта ту или иную догму. Яростно сопротивляющуюся дальнейшему росту общества. Преодоление такой опасной ситуации возможно только лишь на пути целостного рассмотрения конфликта и сопоставления его с общим вектором развития данного общества. Если же общий вектор развития предан забвению, любая маленькая зараза способна разрастись до гнойника, уничтожающего все вокруг себя.

Общество, повторим это еще раз, собирается в рамках единого языка и культуры вокруг принципа развивающегося блага. Хранить и преумножать этот принцип – это значит иметь эталон и меру, позволяющие различить новое зло и найти место новому благу. Если же люди продолжают верить в догмы, приносящие благо магическим путем, без всякого участия самих людей, такие люди будут обречены на потерю своего блага и гибель как общество. И, если очень повезет, остатки их растворятся в чужих культурах.
руины


  • 1
Иногда мне кажется, что догматик обретает способность отрицать, отрицать нечто новое и не понятое, отрицать проблемное, отрицать сложное. Отрицая что-то присутствующее в реальности он он начинает отрицать реальность и может дойти до отрицания себя.

И вот чего я не могу понять, почему порой такой догматик одновременно с приобретением такой способности отрицать, теряет способность отринуть это само отрицание: отрицать отрицание ?

Ведь доходит до совсем уж примитивного: когда все вокруг для такого человека ни так и не этак... А на вопрос: как ? (как должно быть ?) Получаешь: да пошел ты.

Вопрос в том, как помочь человеку зацепиться за что-либо утверждающее, чтобы он перестал только отрицать.

Не по-этому ли догматик так крепко держится за свою догму, потому что лишившись ее не останется вообще ничего.
И даже если процесс саморазрушения понимается, то не имея ему замены/альтернативы в виде созидательного процесса, он выбирает возможность длить это саморазрушение.


Отдельное спасибо за "некий всеобъясняющий принцип, замыкающий человека и ставящий преграду на пути его развития", над этим стоит подумать.

Edited at 2015-02-10 01:05 pm (UTC)

Такого рода догматика (раз уж мы употребляем этот термин, стоит его чуть-чуть раскрыть - это не "учение о каноне какого-либо знания", а действительно "пунктик") превращается для его несчастного обладателя во внешнее вместилище души, объект проекции, который не дает человеку обратить внимание на свою и окружающих внутреннюю жизнь, подойти к ней критично, найти светлое и темное. Вместо того, чтобы, как и всякое знание, работать эталоном в мировоззрении, догма начинает работать черной дырой, затмевая кругозор и угашая творчество. Действительная причина возникновения такого рода "пунктиков" - это страх жизни. Здесь, кстати, возникает интересная перекличка с классической психологией и ее представлениями.
Но позитивный момент заключается в том, что в действительности человек никогда не слит полностью со своей догмой, до тех пор, пока он психически адекватен или не предался злу (как Великий Инквизитор Достоевского - пример слияния человека с догмой). Человеку свойственно стремление к добру, к общению с себе подобными, к дружбе и взаимному развитию. Стоит по-дружески найти ключ, открывающий эту дверь, и личность человека начинает сначала робко, а потом все более значимо выглядывать из пещеры догмы, в которую сама же себя и загнала. Часто оказывается, что в догме действительно содержался какой-то здравый и очень позитивный смысл, только человек неправильно к нему относился, искажал его (вспомните "Седьмую печать").

  • 1
?

Log in

No account? Create an account